Каморка старого троля

Previous Entry Share Next Entry
Критика "Нет, не все так просто" — фанфик по фэндому «Исторические события»
ruffo_dog
Название: Нет, не все так просто
Ссылка: Нет, не все так просто
Автор: Ольга Василюк

Фэндом: Исторические события
Основные персонажи: Великая Отечественная война

Пэйринг или персонажи: Немецкий солдат, русский солдат
Рейтинг: PG-13
Жанры: Джен, Ангст, Философия
Предупреждения: Смерть персонажа
Размер: Драббл, 2 страницы
Описание:
Все происходит обычным летним днем в самый разгар войны. Встречаются немец и русский солдат. Чем же это закончится?

#МФ_Критика
Я очень люблю военную тематику. Фильмы, рассказы, книги и прочее творчество сего аспекта человеческого прошлого и по сей день цепляет людей за душу. Тексты и кинематографические картины, наполнены человеческой преданностью, верностью, борьбой за идеалы и жизнь. Они контрастируют на грани ножа с человеческой низостью, трусостью, предательством и мерзостями войны. Такие работы не оставляют равнодушными никого.

Ваше начинание крайне похвально и может лишь приветствоваться. Видно, что текст написан старательно и с душой. Однако, данная тема крайне сложна. Любое отступление от реальности принимается в штыки, ибо нет ни одной семьи, у которой бы не погиб или не участвовал родственник в этой кошмарной мясорубке. Не каждый возьмется по ней творить – все равно, что ходить по минному полю. Так что плюс вам уже за то, что вы осмелились взяться. Идея отличная и имеет место быть.
Однако, хвалебных од у вас тут более, чем достаточно. Посему, я в чужой монастырь со своим уставом.
Однако, читая в шапке гордо указанный фэндом «Исторические события», действия, происходящие в «самый разгар войны» и присказку 43 год – ожидаешь никак не меньше, чем от работ подобного же типа. Но, что же я могу сказать по окончании прочтения драббла? Только то, что, к сожалению, Вам не удалось вызвать тех чувств, которые должна вызывать тематика подобного рода. Как пример, Вы, наверное, смотрели фильм «Железный человек 3»? Помните, какую эпопею в рекламных роликах развернули вокруг «главного злодея» и «вселенского зла» Мандарина? Так вот. Дочитав, я почувствовал себя точно так же как когда выявилось, что «вселенское зло» - это посредственная личность с заурядными актерскими талантами.
Я примерно догадываюсь, что натолкнуло вас на подобный сюжет. Смотрел я не столь давно короткометражку. Так вот, там создателям с большим успехом удалось передать составляющую несколько минутной картины. Она действительно зацепила. Все выглядело все более правдоподобно, достоверно, реалистично.
Что же касается непосредственно Вашей работы.
В 43 годы творились такие ужасы, что ни один нормальный русский солдат не отреагировал бы так, как ваш главный герой. Да, стоит подтвердить, что: не все немцы – фашисты, не все русские – озлобившиеся дикие собаки. Однако, как узнать и тому и другому, что они из разряда этих «не все»? Верно, никак.
Гордые арийцы, были натасканы как собаки на своей идеологии. Шли вперед, веря лишь своим убеждениям, втаптывая в грязь то, что им преграждало дорогу. И русский народ, который голодал, ей крыс и черствые буханки, ибо уверенные до последнего, что войны так и не будет, не имели возможности подготовиться. В начале войны, орудуя танками с деревянной броней, они смотрели, как карательные немецкие отряды убивают детей и стариков, насилуют жен, сестер, дочерей и матерей. Когда айнзацгруппы, созданные для массовых казней гражданских лиц на захваченных Фашисткой Германией территориях сжигали заживо «расово неполноценных», не смотря на возраст и пол.
Все это я к тому, что русский народ настолько озлобился к концу войны, но не один военный не пожелает поведать о том, что творили они в Берлине, когда до него добрались. Вы пишите о двух столь разных сторонах, которые нельзя просто вот так взять и соединить булкой и фляжкой. Это как два одинаковых магнитных полюса – они являются заведомо взаимоотторгающими. Ваш герой существовал в этом хаосе войны целых два года. Его семью, возможно, порешили, а родную деревню стерли с лица земли. Люди дохли, как мухи один за другим, на его глазах. А создается впечатление, что наш бравый вояка даже не подозревал о происходящем вокруг и самое жуткое, что он видел – это смерть товарища Володьки.
Колоссально не хватает атмосферы и развития сюжета. Ваша идея понятна, но не развернута она даже на четверть. Да, вы можете сказать: «Это же драббл? Какой поворот сюжета вам нужен?». Да элементарный – примерно все то же самое, но можно было добавить пару моментов для правдоподобности. Например, ту же стычку между ними. Шел-шел русский разведчик, наткнулся на немца. Со стороны арийца было бы логично наставить неизвестному русскому разведчику, околачивающемуся у штаба, на спину маузер – кто знает, что у бешеной собаки на уме? Соответственно, если бы это произошло, то завязалась бы стычка. Из нее мужчин мог бы вывести какой-либо нейтральный аспект. Самый простой пример: один сражен и безоружным упал на землю, а второй не стал стрелять, проявив человечность – уже какой никакой более правдоподобный шаг к взаимопониманию. А дальше уже можно было и булки с фляжками предлагать.
У вас же отсутствует тот накал страстей, который присущ этим двум сторонам. Помните, я говорил про малометражку? Так вот там они, при встрече, сцепились как кошка с собакой и чуть не порешили друг друга, верно? Остановила их, если память меня не подводит, только выпавшая у одного из мужчин фотокарточка семьи и человечность другого.
Крайне смутила смерть немецкого военного. Вы пишите «к земле приник». Приникнуть – это пригнуться, притаиться, прижаться к чему-либо. Создается впечатление, что человек увернулся от пули и избежал попадания. Читается это так: что русский к своим пошел, ариец увидел оружие у них и дал деру в кусты, прежде чем выстрел прогремел. Наш вояка развернулся, залез в кусты к противнику и всунул ему в руки флягу, дабы тому прятаться не одиноко было. Поэтому возникает вопрос: какая рана, о чем речь? Осознание же реальности приходит только тогда, когда наш солдат не слышит биение сердца оппонента. Да и быстро он у вас порешился. Вот он в одном предложении оживленно смотрит по сторонам, хоть и без былой задоринки, а в следующем уже у него пульса нет.
Я так понимаю, что стреляли ему в ногу. Когда читаешь «большая рана», то представляешь себе рваную, или вовсе дыру в теле. На деле же пулевое отверстие, пусть даже от винтовки, выглядит далеко не так. Собственно, не мешало бы так же уточнить, почему человек умер от ранения в ногу. По сути, это не смертельно и, в худшем случае, ограничится большой кровопотерей, заражением и потерей сознания. Чтобы человек умер нужно, чтобы пуля пересекла бедренную артерию. Кровь будет хлестать как вода из петергофских фонтанов.
А теперь представьте: у человека фонтанирует артериальная кровь с напором не хуже, чем из крана; его подстрелили собратья того, кому он сохранил жизнь и накормил хлебом; он пытается сохранить себе жизнь и зажать рану; он смотрит в насмешливые холодные глаза старухи с косой. Что он чувствует в этот момент? Правильно. Животный ужас, панику, неверие, отчаяние, жажду жизни. Ваш же немец вышел «деревянным» и безразличным к своей участи.
Так что, если остальная часть еще туда-сюда, то сцена со смертью немца озадачила больше всего остального.
Безумно смутил аргумент нашего главного героя на обвинение в предательстве: «Он мне еды дал». Это с каких пор солдаты советской армии шашни с врагами за еду водят? «Последний случай, который я видел» наш парень уже не в первый раз подачки от фашистов принимает? Логичней было бы нашему герою просто промолчать. Или сказать нечто не связанное с едой, а касательно ситуации в целом «Он не собирался меня убивать», «Он был безоружен» и тд. И тогда оппонент ответил бы что-то вроде «Мне без разницы. Фашистская гадина – она и есть фашистская гадина. Это бел первый и последний случай, который я видел» и далее по смыслу.
Что же касается непосредственно текста, то в редкие предложения слишком сложны для восприятия. И не потому, что они длинные, хотя, и это тоже. А потому, что проскальзывает в них некоторая тавтология и бессмыслица. Настойчиво бросилось в глаза прыгнувшее в некоторых местах время. Гамму бы я вам посоветовал хорошую. Чтоб расставила она все по своим местам.
Как заключение, скажу, что дорабатывать и править работу смысла я особого не вижу. Лучше начните все с чистого листа. Идея дает безграничный простор для игры на чувствах и нервах читателя - пользуйтесь. Учтите все сделанные Вам замечания, поднаторейте в исторических фактах, почитайте письма и статьи военной тематики. Как следствие, создайте то, к чему нельзя будет придраться и что не вызовет никаких вопросов. Погрузите нас в атмосферу леса. Заставьте нас услышать выстрелы, гремящие на далеком фронте. Докажите, что два человека по разные стороны баррикады, способны не перегрызть друг другу глотки, а проявить человечность. Принудите сочувствовать «проклятому фашисту», коим он не являлся, и почувствовать негодование относительно лютой ненависти к не заслужившему ее человеку, а лишь попавшему под стереотипы.
Если Вы отнесетесь к критике положительно, обмозгуете все ее аспекты и не станете воспринимать в штыки, то у Вас получится замечательная работа. Ведь Вы действительно можете сделать ее таковой.

?

Log in

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: ruffo-dog.livejournal.com/1804.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.